079999274
Девиантное поведение подростков.          

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1]. Де­ви­ант­ность как со­ци­аль­ное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.
В. В. Ковалёв в своей классификации (1981)[4] выделил три типа девиаций:
  1. социально-психологические девиации:
    • антидисциплинарное поведение;
    • асоциальное;
    • противоправное;
    • аутоагрессивное.
  2. клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).
  3. личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».
В классификации Ф. Патаки (1987)[5] выделяются:
  1. «ядро» девиантного поведения (стойкие формы):
  2. «преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения:
    • аффективный тип поведения;
    • семейные конфликты;
    • агрессивный тип поведения;
    • ранние антисоциальные формы поведения;
    • отрицательное отношение к учёбе;
    • низкий уровень интеллекта.



Особенности личности трудновоспитуемого.
 Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.
1. В характере трудновоспитуемого подростка нередко уживаются крайние противоположности – развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т.д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.
2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение подростка вызывает естественное негодование окружающих и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Подросток это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким человеком  -  они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников  -  тогда подросток привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.
3. Эгоистическая жизненная позиция – т.е. подросток все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.
4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.
5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.
6. Беспринципность. Для таких подростков нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.
 Основные типы трудных подростков.
1.      Дети с нарушением в сфере общения. 
Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок), в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое,  критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения.
2.      Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией.
 Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение.
3.      Дети с односторонним умственным развитием. 
Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т.д.
4.      Дети с неправильным развитием волевых качеств. 
Свойственно  -  волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей.
 Девиантное поведение.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Девиантное поведение - отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
Признаки девиантного поведения:
1.      Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2.      Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3.      Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4.      Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5.      Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6.      Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7.      Девиантное поведение сопровождается явлениями социальнойдезадаптации.
8.      Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией
Отклонения от социальных норм могут быть:
Ø  позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
Ø  негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
 Источники 
http://shcola19.ru/starshie-klassy/trudnye-podrostki-deviantnoe-povedenie
https://ru.wikipedia.org/wiki/
detki.guru
MyShared.ru
ktovdepressii.ru
Данная информация является ознакомительной. Для более эффективного решения проблем получите консультацию адвоката по семейным проблемам. Я буду рада помочь Вам в решении Ваших проблем. 
Звоните по телефону 079999274 или пишите на почту tgor139@gmail.com

 Все статьи, размещенные на данном блоге от моего имени, защищены законодательством об авторских правах, и Вы не имеете права на их размещение без моего согласия.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Принцип законности