Основные
факторы, обусловливающие девиантного поведения:
Источник http://shcola19.ru/starshie-klassy/trudnye-podrostki-deviantnoe-povedenie
1. Биологические факторы, выражаются
в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей
организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь
идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное
поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической
коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть
нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения
нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время
беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления
ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические
травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные
заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания);
влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной
алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на
организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций,
химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к
различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
— физиологические, включающие в себя дефекты речи,
внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада
человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со
стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений
человека в среде его сверстников, коллективе.
2. Психологические
факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии
или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения
выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения,
пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и
обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной
психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья
человека, нуждается в помощи психиатров.
Дети акцентуированными чертами характера, что является крайним
вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических
воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации
наряду с мерами воспитательного характера.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ,
протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально
зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности
системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать
преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую
направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в
суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией
пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека
приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым
сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением,
оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности
за свое поведение.
3. Социально-педагогические
факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или
общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и
индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней
социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в
стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой
(педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка
познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило,
- изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним
заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит обих учебной
дезадаптации.
4.Социально-экономические факторы включают
социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание
значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов
получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие,
социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть
выше.
5.Морально-этические факторы проявляются,
с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества,
разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии
«вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к
проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная
реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные
микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с
социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или
недоступны.
Данная информация
является ознакомительной. Для более эффективного решения
проблем получите консультацию
адвоката по семейным проблемам. Я буду рада помочь Вам в решении Ваших
проблем.
Звоните по телефону 079999274 или
пишите на почту tgor139@gmail.com
Все
статьи, размещенные на данном блоге от моего имени, защищены законодательством
об авторских правах, и Вы не имеете права на их размещение без моего
согласия.
Комментарии
Отправить комментарий